Сидерический и тропический зодиак. В поисках сингулярности
Пролог
Ступая на зыбкую почву неразрешимых разногласий во мнениях, неутихающих споров, а порой и откровенно скандальных инсинуаций, вот уже не одно тысячелетие возникающих между приверженцами западной и индийской астрологической традиций, мне захотелось самому разобраться в истоках (происхождении) этого «casus belli». Постараюсь оставаться беспристрастным в своих оценках, быть предельно корректным в отношении тех персон, что будут упомянуты в процессе моего исследования этой животрепещущей темы.
Исторический экскурс
Начну, пожалуй, с краткой, но обзорной исторической справки, подтверждающей фундаментальное отличие друг от друга этих ветвей астрологического знания. Это различие, как все мы знаем, состоит в том, что в основе построения астрологических систем, используемых астрологами этих школ, лежат принципиально иные подходы. Речь, разумеется, об экзистенциальной несхожести между собой двух зодиаков: сидерического (звездного) и тропического (солнечно-земного). Когда же это размежевание случилось, спросите вы? И был ли вообще этот «золотой век» единства и материнского родства этих двух зодиаков, двух стрежневых основ гороскопа?
Сидерический зодиак
Доподлинно известно, что первым появился и вошел в астрологический обиход сидерический (звездный) зодиак. То есть сама идея привязки положений планет к какой-либо наблюдаемой на небе звезде из группы звезд (созвездий) была применена на практике вавилонскими жрецами и астрономами несколько тысячелетий назад. Первоначальный сидерический зодиак (протозодиак) состоял из 18 созвездий («созвездий на пути Луны»), только к 400 г. до н. э. он приобрел 12-тичастный вид.
Вот так он выглядел в окончательном варианте:
1. LU.HUN.GA (наемный работник) — Овен;
2. MUL.MUL (звезды) — Плеяды (реже GU.AN.NA, небесный
бык);
3. MASH.T AB.BA.GAL.GAL (великие близнецы) — Близнецы
(северная часть);
4. AL.LU (рак, краб) — Рак;
5. UR.GU.LA (лев) — Лев;
6. AB.SIN (борозда) — Дева;
7. ERIN (Zi-ba-ni-tu) — Весы;
8. GIR.TAB (скорпион) — Скорпион;
9. PA.BIL.SAG (бог Пабилсаг) — Стрелец и часть Змееносца;
1 О. SUHUR.MASH (коза-рыба) — Козерог;
11. GU.LA (великий, великан) — Водолей;
12. KUN (хвосты) — Рыбы.
Тропический зодиак
Что касается тропического зодиака, то он впервые упоминается в Лунных таблицах от 475 г. до н. э. По всей видимости, на необходимость замены сидерического зодиака тропическим древние астрологи Месопотамии пошли потому, что требовались точные математические расчеты Луны и планет. Сидерический же зодиак был лишь удобным визуальным инструментом наблюдений, позволяющим зрительно привязывать планетарные объекты солнечной системы к звездам. Произошло это примерно в середине I — ого тысячелетия до н. э.
Тропический зодиак, (каким мы его знаем на сегодняшний день), был создан по образцу сидерического зодиака, в котором роль знаков Зодиака исполняли созвездия, расположенные вблизи пояса эклиптики – видимого годичного пути Солнца относительно земного наблюдателя. Сам же круг зодиака был также разбит на равные отрезки по 30°. А сами названия созвездий сидерического зодиака были позаимствованы, что впоследствии породило изрядную путаницу. Иначе говоря, вся символика названий сидерического зодиака перешла в тропический зодиак, а сам он стал автономным, рукотворным объектом уже сугубо солнечной системы, отражающим природу солнечно-земного взаимодействия, пусть и проецируемым на неподвижный фон звездного неба.
Добиться этого удалось потому, что был в корне изменен подход к построению зодиакальной системы, взята на вооружение совершенно иная точка отчета. Координаты звезд и планет стали отсчитываться непосредственно от астрономической точки весеннего равноденствия – пересечения эклиптики и небесного экватора. Тем самым произошла отвязка всей астрологической системы объектов солнечной системы (Земля, Солнце, Луна, планеты и др.), от ее непроизвольной проекции на неподвижный экран далекого космоса. Безусловно, с метафизической точки зрения, это — эпохальное событие, которое сложно недооценить. Вследствие чего, вавилонским астрологам того времени уже не было нужды искать какую-либо звезду вблизи точки весеннего равноденствия, чтобы взять ее за начало отчета зодиакального круга. Научные открытия вавилонских астрономов станут в дальнейшем достоянием многих народов древнего мира, и прежде всего, будут унаследованы учеными мужами Греции, Египта, Индии.
В частности, в Греции тропическое деление зодиака получило свое развитие благодаря деятельности афинского астронома Евктемона (ум. 432 г. до н.э.). В дальнейшем, именно греческие астрономы, математики и философы станут флагманами всех передовых достижений научной мысли античной эпохи.

Следующим поворотным, необратимым событием, запустившим процесс рождения и формирования фундаментальных основ той классической западной астрологии, которую мы знаем по трудам Клавдия Птолемея и Веттия Валента, стало открытие прецессии (предварения) равноденствий около 130 г. до н.э.
Отцом, прародителем этого поистине революционного открытия, перевернувшего все сложившиеся представления о мироустройстве, как все мы помним, стал астроном, математик и географ Гиппарх.
Открытие Гиппарха заставило внести серьезные коррективы в имеющийся к тому времени арсенал астрологических знаний. Хотя далеко не все сподвижники и современники этого греческого ученого смогли по достоинству оценить его детище. Некоторые ученые умы, уже спустя несколько столетий после смерти Гиппарха, даже отрицали само явление прецессии.
Вездесущая прецессия
Думаю, будет нелишним напомнить о том, что представляет собой прецессия (предварение) равноденствий.
Прецессия – есть медленное движение земной оси, под воздействием гравитационного притяжения Луны и в меньшей степени Солнца, а также неоднородной плотности распределения физический масс внутри самой Земли. В результате такого периодически повторяющегося движения земная ось (ось мира) описывает в пространстве конус примерно за 25800 лет. Изменяется ее вектор направленности. Чтобы визуально представить, как это осуществляется в реальности, достаточно лишь внимательно пронаблюдать за тем, как вращается обычный волчок (юла).

Угол наклона земной оси при этом также может варьироваться, правда, очень медленно (за 41000 лет в пределах от 22,0° до 24,5°). Прецессия приводит к тому, что смещаются не только точки весеннего (0° Овна) и осеннего равноденствия (0° Весов), но и сама экваториальная система небесных координат, относительно удаленных, почти неподвижных на небесной сфере звезд.
Прецессионное движение идет навстречу видимому годичному движению Солнца, вследствие чего равноденствие наступает до того, как Солнце успевает завершить свой полный годичный оборот по небесной сфере. Иначе говоря, каждый звёздный год наступление весеннего равноденствия случается немного раньше, чем это было в предыдущем году (примерно на 20 минут). Прецессия, в итоге неизбежно приводит к тому, что сокращается продолжительность тропического года (измеряемого от равноденствия до равноденствия). Скорость же прецессии составляет около 50,3″ (угловых секунд) в год.
За столетие «набегает» таким образом, примерно 1, 4°. Само же смещение точек равноденствия «дрейфует» против естественного хода движения знаков зодиака в зодиакальном круге.
История астрологии в Индии
Однако, продолжим наш экскурс в «туманный Альбион» далекого прошлого, чтобы разобраться до конца в том, что же, на самом деле объединяет и разъединяет эти две славные астрологические традиции. Как и когда, наверняка мысленно спросите вы, каким попутным ветром занесло семена астрологических знаний на благодатные, плодородные земли индийского полуострова?
Что ж, давайте проясним этот вопрос, насколько это возможно в историческом контексте.
Самые первые свидетельства зарождения в Индии неподдельного интереса к астрологическим знаниям, относятся еще к эпохе завоевательных походов персидских царей династии Ахеменидов (705—330 до н. э.). Ахемениды завоевали северо-западную часть Индии в конце VI века до н. э. Армия Ахеменидов не была преимущественно персидской по своему национальному составу. Скорее, она состояла из представителей многих национальностей, входивших в состав обширной и разнообразной империи Ахеменидов. Не трудно догадаться, что вместе с воинами и ремесленниками на землях Индии оказались и ученые люди, посвященные в секреты вавилонских астрологических традиций.
Вторая «волна» идеологической, религиозной и культурной экспансии древней Индии пришлась на период с 180 г. до н. э. до 10 года н. э. Именно, в это время на территории современной северной Индии существовало индо-греческое государство, управляемое эллинистической династией Евтидемидов.
Учитывая тот факт, что астрология в древней Греции, начиная со II века до н.э. переживала настоящий бум, и развивалась невиданными доселе темпами, можно представить, что в Индию того времени, также распространились астрологические знания, уже на совершенном ином, более качественном (продвинутом) уровне, чем они были до этого, несколько столетий назад.
По всей видимости, в дальнейшем часть индийских астрологов предпочла по разным на то причинам, работать в сидерическом зодиаке, часть перешла на усовершенствованный греками тропический зодиак.
Во времена Гиппарха (II –ой век до н.э.), открывшего прецессию, точка 0° Овна в день наступления весеннего равноденствия, удивительным образом проецировалась на начало созвездия Овна. Эта картина сохранялась еще и в I-ом веке н.э. Что наглядно демонстрирует скан рисунка, сделанного мной в программе Stellarium.
На рисунке видно, что точка весеннего равноденствия (0° Овна) на дату 22 марта последнего нулевого года до н.э. проецируется самое начало созвездия Овна. До ближайшей к точке Овна далеко не самой яркой звезды Мезартим (Mesarthim) γ Овна, 5° эклиптической долготы, +7° эклиптической широты.
Родос, Греция 0 г, день весеннего равноденствия

Спустя 500 лет в той же местности, наблюдая звездное небо, мы увидим уже следующую картину.

Точка Овна (пересечение эклиптики и небесного экватора) теперь проецируется на созвездие Рыб. Эклиптическая долгота звезды Мезартим (Mesarthim) γ Овна достигла 12° Овна, то есть увеличилась за 500 лет на 7 градусов. Эклиптическая широта при этом изменилась всего на одну угловую минуту (сдвинулась севернее линии эклиптики).
Границы созвездий в их современном виде, напомню, были условным образом проведены в 1922 оду решением I-ой Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза (МАС), который состоялся в Риме. Был утвержден список из 88 созвездий, словно на лоскуты разбивших неподвижное звёздное небо. Во II –ом веке до н.э. (да и позже), естественно никаких четко очерченных границ не могло существовать.

Происхождение Джойтиш
Вот мы и подошли вплотную к самим истокам и первопричинам появления на свет причудливых узоров и кружев всего полотна современной индийской, астрологической школы, именуемой Джйотиш.
Думаю, невозможно, по истечении столь долгого периода времени, однозначно сказать о том, что же побудило, что подвигло древних индийских астрологов отказаться от астрологической системы, построенной на тропическом зодиаке. Но сохранить в своей астрологической кладовой поправку на прецессионное смещение. Возможно, к такому сознательному решению подвело стремление следовать своим обособленным цивилизационным путем, в противовес многовековой культурной, идеологической и религиозно-философской экспансии Греции. Вопрос все равно остается открытым.
Пассионарный взрыв древнеиндийской самобытности, приведший к зарождению индийской астрологической традиции Джйотиш, произошел в V— VI века н. э. А основоположником всей классической Джйотиш, по праву можно назвать астронома, математика и астролога Варахамихира (505 г. —587 г.). Хотя самый древний астрологический трактат по ведической астрологии датируется еще III –м веком нашей эры («Явана-джатака»).
Астрология Джйотиш, как наследница античной натурфилософской мысли, действительно, на первый взгляд, выгодно отличается своим научно-ориентированным обоснованием природы вещей и явлений, хотя бы тем, что акцентирует внимание на прецессии земной оси, придавая тем самым ей огромное значение. Чтобы сохранить незыблемость соответствия между знаками зодиака и созвездиями индийскими астрономами и астрологами еще давно была разработана специальная коррекционная методика, учитывающая разницу между положениями точки весеннего равноденствия в тропическом Зодиаке и в сидерическом Зодиаке, образовавшейся из-за прецессии. То есть разницу между исходными точками отчета двух систем.
Аянамса
Называется этот корректирующий инструмент – аянамса (ayanāmśa: от санскрита ayana «движение» и aśśa «компонент»). Иначе говоря, аянамса – это угловое расстояние от точки весеннего равноденствия в тропическом зодиаке (0° Овна) до точки условного сидерического Овна.
Основная проблема, с которой до сих пор не могут справиться современные индийские астрологи – это вариативность аянамс, поскольку не сложилось определенного мнения в том, что считать начальной точкой сидерического зодиака, ориентированного на неподвижное звездное небо.
Остается лишь довериться авторитетному мнению того или индийского гуру астрологии относительно степени достоверности аянамсы. Одной из самых распространенных на сегодняшний день в Индии, проверенных на практике многолетними наблюдениями, и даже признанных на государственном уровне аянамс, считается аянамса Лахири. Названа она в честь ее изобретателя, астронома Нирмала Чандра Лахири (1906–1980).
Согласно ей за отправную (начальную) точку сидерического зодиака следует брать неподвижную звезду Спика в 0°00′ Весов. Зодиакальная долгота этой яркой звезды как бы навечно застыла на отметке 180°, в точке, совпадающей с точкой осеннего равноденствия. В действительности, совпадение точки осеннего равноденствия (0° Весов) тропического зодиака и звезды Спика сидерического зодиака, наблюдалась в далеком прошлом, а именно в 285 году н.э. Это год можно назвать годом с нулевой прецессией.

Так, к примеру, на 1.01.1950 аянамса Лахири составляла 23°09’34», а в настоящий момент ее значение приблизительно 24°. Таким образом, если в тропическом зодиаке Асцендент натива, родившегося в 2025 году, например, в 20-ом градусе Весов, то в сидерическом, с учетом аянамсы, он будет находиться в 27-ом градусе Девы.
Есть и другая, также распространенная аянамса от уважаемого, и не менее астролога Сирила Фагана (1896-1970), равная на 1.01.1950 — 24°02’28», где также за начальную точку берется звезда Спика. Если придерживаться ее правил, то тогда нужно согласиться с тем, что конъюнкция тропических и сидерических систем отчета наблюдалась в 213-ом году новой эры.
Какая система «правильная» ?
Своеобразен, эклектичен ход логических построений, обосновывающих целесообразность применения сидерического зодиака, его преимущество перед тропическим зодиаком. Приверженцы сидерического зодиака, плохо знакомые с классической западной астрологией, часто склонны упрекать тех астрологов, кто использует тропический зодиак в том, что мол, те не учитывают поправку на прецессию (что совершенно не соответствует реальности). В любой современный астрологический процессор уже встроен алгоритм определения поправки на прецессионное смещение звезд и туманностей.
В сидерической (звездной системе) почему-то принято считать, что для приведения всей зодиакальной системы в неизменное, фиксированное состояние (порядок) необходима обязательная привязка относительно неподвижных звезд, расположенных вблизи эклиптики. В этой концепции, тропический зодиак называется движущимся, а сидерический неподвижным зодиаком.
Хотя на самом деле, звезды также «дрейфуют» внутри своих границ созвездий. Их движение выглядит очень медленным, но, тем не менее, способным за несколько десятков тысячелетий существенным образом изменить до неузнаваемости некогда привычную картину небес. Нет рациональных объяснений также тому, вследствие чего отдается предпочтение той или яркой звезде, расположенной вблизи эклиптики – быть «звездным маяком» какой-либо аянамсы.
По сравнению с сидерической системой построения зодиака, тропическая система является замкнутой на саму себя, то есть целостно автономной и самодостаточной, не зависящей ни от каких «фоновых» картинок звездного неба. Не столь важно, как будет выглядеть пейзаж далекого космоса через сотни и тысячи лет. На «функциональности» тропической системы это не отразится. Такая астрологическая структура, ориентированная преимущественно на солнечно-земные связи, а также на взаимодействие Земли с другими планетными телами солнечной системы, может существовать сколь угодно долго. Пока не произойдет что-либо экстраординарное в космическом мире, что нарушит привычный орбитальный порядок, или пока не перестанут происходить термоядерные реакции внутри самого Солнца.
Безусловно, какое-либо специфически направленное влияние на земную природу, от звезд, отдаленных от нас на несопоставимые масштабы расстояний по сравнению с теми, что мы имеем внутри солнечной системы, всегда присутствует. Подобно маленькому, и очень узкому лучу лазера, периодически подсвечивающему детали рельефа того или планетного тела в определенный период времени.
Да и сама ось вращения земной оси, уходящая в бесконечность ось мира, меняющая направление, в процессе своего конусообразного движения, словно стрелка циферблата часов, каждый раз, в назначенный час, отмеряет предел завершения одной и начало другой земной эпохи. Пройдет время, и статус полярной звезды, который в настоящее время имеет альфа Малой Медведицы, будет присвоен уже совсем другой звезде.
Подведем итог всему вышесказанному.
P.S.
Индийская и западная астрологическая традиция, при всей своей непохожести по отношению друг к другу, все же имеет общие корни, одно исполинское древо. Только вот рост ветвей этого древа в каждой из них происходил исключительно в силу сложившихся климатических условий. Ветви древа индийского астрологии, если на них внимательно посмотреть со стороны, кажутся вычурно и неестественно изогнутыми. Да и их самих образуется чрезмерное количество, как и мелких ответвлений от них. Чего не скажешь про более стройные, ухоженные ряды деревьев, растущих в саду классической западной астрологии, возникшей еще в античную эпоху (во времена Клавдия Птолемея). Думаю, такая аллегория здесь уместна в качестве сравнительного описания, не предполагающего вынесения окончательного вердикта.
Как и невозможно сказать, что современный сидерический зодиак полностью ошибочен, и не состоятелен с метафизической точки зрения, бесполезен в прикладной деятельности. Не универсален как инструмент, специфичен по своему предметному назначению – это да. Как и многие другие астрологические концептуальные методики, уже рожденные в недрах западной астрологической школы, несмотря на их, казалось бы, более «правильную» парадигму.